Яндекс.Метрика
Рубрики
Архивы


Яндекс.Метрика




Более 50 лет прошло со времён с начала строительства грандиозной Байкало-Амурской магистрали, БАМа. Это событие было отмечено в 2024 году, вышла книга «Кубанские бамовцы» В.В Чернявского, посвящённая героическим строителям магистрали. Но оказалось, что одной книги недостаточно, чтобы рассказать обо всех тружениках и энтузиастах, которые подняли величие родной страны, в тяжелейших условиях прокладывая дороги, расширяя границы цивилизации. Поэтому был продолжен сбор информации о героях своей эпохи, чтобы книга получила продолжение, ведь нужно вспомнить всех героев труда, чтобы потомки знали, чьими руками был построен великий СССР.
Среди этих героев труда было немало наших земляков-каневчан, и Каневская МЦБ тоже приняла участие в сборе информации. Мы решили опубликовать на страницах блога истории трудового подвига каневчан-БАМовцев, которые были подготовлены для будущей книги. Одна из историй была опубликована в газете «Каневские зори».

Одной из главных наград, связанных непосредственно со «стройкой века», была медаль «За строительство Байкало-Амурской магистрали». На лицевой стороне медали изображены двое – мужчина и женщина, строители магистрали. Их взгляды устремлены вдаль, а за ними – сопки и железнодорожный состав, идущий по мосту через реку. Этот рисунок отражает и тяжесть сооружения магистрали, и стойкость её строителей. Автор рисунка медали – художница Л. Н. Пешкова.

ПАРТИЯ СКАЗАЛА: «НАДО!», КОМСОМОЛ ОТВЕТИЛ: «ЕСТЬ!»
Более десяти каневских семей участвовали в «стройке века».
Почти 51 год назад в Советском Союзе стартовало строительство Байкало-Амурской магистрали – целой эпохи в жизни большой страны. Среди старожилов Каневской немало людей, прославивших СССР доблестным трудом. Разменявшие девятый десяток Геннадий Николаевич и Людмила Петровна Цветковы – в их числе.
СЛЫШИШЬ, ВРЕМЯ ГУДИТ – БАМ!
Бамовская история у них на­чалась в 1978 году, когда каневчане по совету знакомых рванули туда, где «рельсы упрямо режут тайгу». Моло­дые, азартные, желавшие по­смотреть мир и не боявшиеся никакой работы.
Я приехал в июле, жена с младшим сыном – чуть позже. В посёлке Нагорном мне вы­делили разваленный вагон­чик, и я его восстановил, чтобы семья жила в нормальных ус­ловиях: отремонтировал кры­шу, укрепил и обшил изнутри стены, пристроил кухоньку и крыльцо. Стол и стулья были самодельными, кровать взяли в общежитии, – рассказыва­ет бывший участник ударной комсомольской стройки.
– И на несколько лет мы по­лучили уютное семейное гнёз­дышко. Поначалу жили с сы­ном, позже отправили его на­зад, к родителям на Кубань – не подошёл климат. В принципе, в Нагорном были все удобства для людей, даже своя котель­ная, – добавляет его супруга.
Геннадий Николаевич тру­дился на тяжёлой технике, был бригадиром, настоящим первопроходцем, потому что участвовал в строительстве железной дороги с нуля. Её прокладывали по террито­рии, где преобладали горные хребты, скалы, тайга и реки. А Людмила Петровна сначала устроилась охранником, по­том перешла в бухгалтерию.
Геннадий Цветков: Меня поразила чёткая организация работы. Я всегда знал, что буду делать и сколько за это получу. Работать мы ездили в посёлок Беркакит, строили Малый БАМ: делали насыпь под железную дорогу СковородиноНерюнгри. Она соединила Амурскую область с Якутией. За то, что наша бригада построила и сдала эту дорогу в эксплуатацию для движения пассажирских поездов, каждому выдали диплом почётного первого пассажира.
Всесоюзная ударная комсомольская стройка базировалась как на энтузиазме и материальной заинтересованности добровольцев, так и на участии мощнейших строительных машин. Техника на БАМе была со всего мира. Кроме огромных советских тяжеловозов КрАЗов, работали японские экскаваторы Кato и внушительные немецкие грузовики Magirus. На них привозили грунт с карьеров и отсыпали полотно под железнодорожные пути. Время тогда действительно гудело дизелями тяжёлого высокопроизводительного транспорта.
Посёлок Нагорный, где жили Цветковы, располагал­ся возле Якутского перевала, на границе Амурской области с Якутией. Он прославился своими ветрами, дующими буквально во все стороны. Вкупе со снегом это создава­ло суровый зимний колорит, от которого не было никакого спасенья. Но разве советско­го человека испугаешь такой погодой?! Снегом заметало всё. Летом на работу, в пром­зону, ходили под железнодо­рожным мостом, зимой его заметало – добирались через пути. Приходилось тяжело, за месяц одной бригаде нужно было уложить 30 000 м3 по­лотна. В бригаде Геннадия Цветкова работали 74 чело­века, 14 грузовых автомоби­лей Magirus, 2 бульдозера для планировки трассы, не­мецкая походная мастерская. БАМовцы трудились прак­тически круглосуточно, как детали общего слаженного механизма.
– Когда нас перебросили на другой участок, мы при­везли брусья, чтобы сделать полы для палаток. Армейские 20-местные палатки топили дровами. Жили вместе, друж­но: готовили еду и помогали друг другу. Валили лес, трелевали, строили основания для щитовых домов. Материалы для них привозили из посёл­ков, а сами дома собирали на месте. В общем, для людей были организованы нормаль­ные условия. Постоянно рабо­тали баня, столовая, ведь ба­мовцы трудились в несколько смен, – продолжает Геннадий Николаевич.
Позже перешли на участок Чильчи: рабочие делали вы­емку под железнодорожную дорогу, взрывали скалу, вы­возили грунт, отсыпали новый под полотно. Затем их перебросили на участок Дюгабуль, оттуда – на Усть-Хани, где река Хани впадает в Олёкму. Там убирали выступ скалы, гото­вя железную дорогу, тянули её в сторону Северомуйского тоннеля. Из-за болезни роди­телей Геннадий Цветков был вынужден вернуться в Канев­скую. Колонна же пошла впе­рёд – к участку на Новой Чаре и дальше, от Нерюнгри – на Якутию.
Геннадий Цветков долго поддерживал отношения с бывшими комсомольцами-ударниками. Но время и воз­раст постепенно развели их. Кто-то вернулся домой, кто-то обжился там, на далёких за­снеженных просторах БАМа. А память осталась, память геро­ев-первопроходцев, в снегах и вековечной тайге проклады­вавших путь цивилизации – с тоненькой тропки до желез­нодорожного полотна.
«КОММУНИЗМ» ПО-БАМОВСКИ
Несмотря на тайгу, на удалён­ность от большой земли, на «стройке века» имелось всё необходимое для комфорт­ной жизни. Снабжение в ма­газинах было великолепным, строители БАМа ни в чём не нуждались. Даже электричество имелось, сначала хоть и своё – заранее привезли гене­раторы. Бамовцы называли их «тысячниками». Позже протя­нули электролинии.
Дружба строителей – от­дельная тема. Они не дели­лись на своих и чужих, хотя собрались со всего СССР. Вместе работали, весели­лись и воспитывали детей. И, как вспоминают Цветковы, никогда не было воровства или других проблем. Хозяй­ство тоже вели сообща. Хо­лодильники отсутствовали, да и зачем они в таком климате.
Привезут полтуши мяса, оста­вят на улице и рубят потом кусками для готовки – по оче­реди. Также сообща готовили пельмени. Соберутся женщи­ны, налепят несколько сотен, а то и тысяч, вывесят за окно в наволочке и берут потом потихоньку.
Супруги Цветковы вспо­минают изобилие импорт­ных продуктов – баранину из Австралии, «экологически чистые», как говорят сейчас, овощи и фрукты из Китая. И как удивляло это каневчан, привыкших к кубанской свини­не и ароматным сочным ябло­кам, винограду и помидорам. То же касалось и промышлен­ных товаров, которые шли со всех концов мира: монголь­ские тёплые шубы, японский текстиль, меховая северная спецодежда – и советская, и импортная.
НОС К НОСУ С КОСОЛАПЫМ
Было немало интересных, а иногда и опасных случаев. Однажды пришлось убегать от медведя. Несколько семей с детьми пошли в лес, на соп­ку, за ягодами, и услышали, как неподалёку зашуршало в кустах. Потом лесной ла­комка сам показался, поднял голову – и всех как ветром сдуло. Бежали до посёлка со спринтерской скоростью – уже не до ягод. Да и в сам посёлок косолапые наведы­вались. Однажды в конто­ру, где работала Людмила Цветкова, заглянул любопыт­ствующий Михайло Потапыч, «ревизируя» мусорные баки. И долго просидели женщи­ны, опасаясь высунуть нос из вагончика. Для хозяев леса расстояние в три-четыре ки­лометра от своих угодий до посёлка – дело плёвое. Вот и искали что-нибудь повкуснее.
А как-то раз поехали за углём для котельной, отапли­вающей колонну, в другой по­сёлок. Мороз стоял лютый, 63 ниже нуля. И ничего, съез­дили, привезли. Вот уж истинно: «Наша русская кровь на морозе горит!». Обычно же зимой было минус 50, и всег­да ветер. Людмила Петровна вспоминает, как вывешивала постельное бельё на улицу – оно моментально «деревене­ло», «парусило» на ветру. А ка­кая рыбалка была в студёных богатых реках! Даже неболь­шой ручей мог похвастаться рыбным изобилием в своей ледяной глубине.
СТРОЙКЕ – ВРЕМЯ, ПЕСНЕ – ЧАС
Множество артистов посети­ли тогда далёкие сибирские просторы. Приезжали, глав­ным образом, в район Тынды. Рабочие тянулись в город из разных участков БАМа, чтобы увидеть советских звёзд. И не только советских. В августе 1979-го Геннадию Цветкову посчастливилось попасть на концерт Дина Рида, прохо­дившем в районе сопки Фе­стивальной. Известный певец выступал на вагоне. Бригада Цветкова ехала через Тынду, увидела «вавилонское стол­потворение» и остановилась. Повезло!
Вся эта романтика, история трудового подвига обычных советских людей осталась на многочисленных фотографи­ях. Сейчас, спустя полвека, они кажутся нереальными. Огром­ные машины и деревья, снеж­ная целина – и вырастающие, словно по волшебству, горо­да, ветвящиеся дороги. Это чудо сотворили люди, не ви­дящие на своём пути никаких преград. Сегодня Геннадий Николаевич и Людмила Пе­тровна, несмотря на возраст (80 лет – не шутка!), сохрани­ли крепость духа и оптимизм. Далёкие БАМовские времена вспоминают с улыбкой и но­стальгией.

Наталья Иванова
Елена Зубарь
Фото из семейного архива Цветковых,  предоставлены лично.

Источник:
Иванова Н., Зубарь Е. Партия сказала:  «Надо!», комсомол ответил: «Есть!»: история БАМовцев  — семьи Цветковых/ Н. Иванова, Е. Зубарь// Каневские зори. — 2025. — 22 мая. — С. 10. — Текст: непосредственный.

­

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *