В наше суетное время мы часто делаем всё на бегу. Информация буквально записывается нам на «жёсткий диск» мозга. Надо успеть, усвоить, запомнить, применить! И чтение, раньше бывшее кому – привилегией, кому – развлечением, теряет постепенно свою эстетическую составляющую, становится лишь инструментом получения информации.
А, значит, форма не важна, знания можно получать в любой форме – читать, смотреть, или слушать. Последнее можно делать вообще на бегу, на перерыве, в пробке, любом транспорте, хоть на кухне, пока руки заняты готовкой. Впрочем, каждый выбирает по себе. О проблемах чтения и «взаимоотношениях» современного человека с миром книг и информационных технологий можно прочесть в статье А. Катиной.
АЛИСА КАТИНА
ПОЧЕМУ ЧТЕНИЕ – НЕ ДЛЯ ВСЕХ, А ФОРМАТ АУДИО ЛЮБЯТ МНОГИЕ
Современный ритм жизни вынуждает нас учиться делать одновременно всё на свете.
Мы завтракаем, стоя в пробках, решаем все вопросы во время вечерних тренировок, готовим ужин за просмотром любимых сериалов. И всё чаще слушаем книжки прямо на ходу вместо того, чтобы читать их, уютно устроившись на диване. Тех, кто предпочитает аудиокниги бумажным и электронным, становится всё больше с каждым годом – об этом говорить статистика. Мы решили узнать, могут ли звуковые версии полностью заменить привычный нам формат и почему предпочитают они.
В любой момент
Как показал опрос одной из стриминговых платформ, в 2024 г. 68% россиян стали чаще слушать аудиокниги. Из них 31% объясняют, что так экономят время, 28% включают их, чтобы отдохнуть от работы за компьютером, а 26% предпочитают их вместо музыки и подкастов.
Интересно, что изначально именно аудиокниги в том формате, какой популярен сейчас, должны были помочь слабовидящим людям и лишь позже стали популярны среди широкой аудитории. Это оказалось удобно многим.
– Раньше я очень любила читать бумажные книжки, собрала даже приличную библиотеку, – рассказывает художник-иллюстратор Ольга Волкова. – Но это больше про эстетику, про ритуалы и релаксацию.
****************************************************
Это всё равно что прочесть краткое содержание ради галочки.
Если говорить о понимании услышанного и прочитанного, то учёные уже не раз проводили такие эксперименты. Как правило, добровольцев распределяли на несколько групп. Участники из одной слушали отрывки из статей, вторые читали то же самое, а третьи читали и слушали одновременно. Затем добровольцы проходили тесты на понимание. В большинстве случаев исследователи не находили различий в оценках между группами.
– Эволюционно наш мозг создаёт осмысленные образы, когда мы слушаем истории. Десятки тысяч лет люди обменивались знаниями с помощью устной речи, тогда как письменность появилась позже. Какую-то долю информации мы извлекаем из интонации громкости и скорости речи. Вспомните, как много детей младшего возраста любят, когда кто-то им читает вслух. Их мозг ещё не научился обрабатывать текст, но они отлично понимают, что вы им говорите, – объясняет писатель Виктор Иванов.
А как вы думаете, не обесценит ли дар чтения изменение формата? Не станет ли книга просто аудиожвачкой? Н потеряем ли мы возможность осмысливать и рефлексировать? И можно ли, занимаясь фитнесом, осмысливать Гегеля и сопереживать Сонечке Мармеладовой?
*** Полностью статью вы сможете прочесть в газете «Аргументы и факты», за 2024, №46, 13-19 ноября.
Источник: Катина А. Как услышать книгу? / А. Катина // Аргументы и факты – Кубань. – 2024. – № 46. – 13-19 ноября. – (Книга учит, книга лечит). – С. 17. – Текст: непосредственный.


Добавить комментарий