Удивительная каневская поэтесса Ольга Сергеевна Зорина поделилась с нами частичкой своего творчества, дав возможность окунуться в её волнующие стихи. Написанное много лет назад умное и трагическое стихотворение, оно спустя почти 15 лет оказалось созвучно и современной беспокойной жизни, и нашим мыслям и переживаниям. В строках поэтического посвящения каждый найдёт своё, заново поражаясь, в какую же спираль свёрнута история, виток за витком повторяющая трагедии немирных эпох, меняя только числа и места. И песчинки судеб человеческих просыпаются снова в часах Вселенной, не останавливаясь ни на миг.
И у каждого – своё светило, пара аккордов и длинная звенящая цепь воспоминаний, сковавшая душу и разум. И терпение, которое даётся человеку в дар, как приправа к боли….
А для мыслящих и рефлексирующих Homo sapiens Ольга Зорина предлагает вернуться к прочитанному давным-давно, и уже основательно подзабытому Рэю Брэдбери, который, как понимаешь с годами, удивительно, почти библейски философичен. Если читать его вдумчиво. И неважно, где происходит действие – на Марсе ли, или на нашей грешной земле. Есть только великое непознаваемое небо, и маленький мыслящий индивидуум с обращёнными к бесконечности вопросами. И иногда суть даже не в ответе, а в умении задать вопрос. Душа – потёмки…
ЛУНЫ ОСТАЛАСЬ ТОЛЬКО ПОЛОВИНА
Луны осталась только половина.
В том не повинна линия окна.
И эта полуночная картина
Лишает воли, разума и сна.
Гитара – в руки. Пиво – в кружки. В голос –
Все песни Цоя, разгоняя сны.
За пару лет весь поседевший волос –
Клеймо несуществующей войны.
Исчерчена осколочных ранений
Неровным почерком задумчивая ложь.
Война не принимает извинений
И жизнь она не ценит ни на грош.
Мы – сытые и мирные селяне,
А он – три года не ласкавший струн.
Мы – в тишине и ласковом обмане.
Он – стар уже, хотя годами юн.
Мы – дома. Он – в Чечне, в горах, «груз двести»
Дрожащими руками выгружал,
И сердце, и рассудок не на месте,
И страх за жизнь свою ничтожно мал,
И рефлекторно прячет сигарету –
Для снайпера наводкой огонёк,
И не уснёт, конечно, до рассвета –
Контужен, искалечен, одинок.
А я: «Смотри, смотри, какую дочку
Я здесь за эти годы родила».
Он посмотрел. И вдруг поставил точку:
«Мне не родит никто». И все дела.
Он пьёт и пьёт – не опьянеть, а выжить
В плену воспоминаний о войне.
В стакан его Луна глядит бесстыже,
Вдали от войн, в абстрактной вышине.
Трещат сверчки. И где-то рвутся мины,
А в новостях твердят, что это мир.
Луны осталась только половина…
12 августа 2010 г.
«ВИНО ИЗ ОДУВАНЧИКОВ»
Библиотеки порой преподносят сюрпризы, дарующие любителям чтения истинную радость. Кто хоть раз в жизни не слышал о книге Рэя Брэдбери «Вино из одуванчиков» ?.. Это культовое, как говорится, произведение. Вот и я многократно слышала о нём, но, к своему стыду, прожив полвека, не читала.
И вот захожу в библиотеку с мыслью: «а что бы такого?..» И вижу на полке сразу две этих самых «культовых» книги, до которых руки не дошли: «Над пропастью во ржи» и «Вино из одуванчиков». «Во ржи» не получилось – прочла, но… А вот «Вино из одуванчиков» очаровало с первой строчки.
Как неправы те, кто считает это произведение детским! Да, оно о детстве. Да, оно написано от лица ребёнка. Но в каждом, буквально, предложении – глубина. Дивные метафоры, чистой воды акварель, плюс чистота незапятнанного детства – это всё органично переплетается с мудростью. О детстве пишет взрослый автор.
Кто предпочитает активные действия красивым описаниям, тех сразу предупреждаю: надо преодолеть первые главы. Напряжённость сюжета нарастает постепенно.
Но как это описание одного лета одного американского подростка относится к Православию, спросите Вы? Да напрямую. «Будьте как дети», – говорит нам Господь. Вот эта книга как раз и напоминает нам, взрослым и очень взрослым, что такое «как дети». Это, во-первых.
А во-вторых, эта книга есть гимн красоте Божьего мира, Его творения.
А в-третьих, она подвигает задуматься о том, что в повседневной суете нами накрепко забыто. А надо бы помнить…
Да, мир мы видим с точки зрения мальчика вряд ли православного. Но это христианская точка зрения, и нам небесполезно на себя её примерить. Этот мальчик открывает для себя жизнь и смерть, и чудо, и себя в этом мире, и ближнего рядом с собой… И много-много всего ещё.
Но причём тут вино и одуванчики, спросите Вы?
«Вино из одуванчиков – пойманное и закупоренное в бутылки лето. И теперь, когда Дуглас знал, по-настоящему знал, что он живой, что он затем и ходит по земле, чтобы видеть и ощущать мир, он понял ещё одно: надо частицу всего, что он узнал, частицу этого особенного дня – дня сбора одуванчиков – тоже закупорить и сохранить; а потом настанет такой зимний январский день, когда валит густой снег, и солнца уже давным-давно никто не видел, и, может быть, это чудо позабылось, и хорошо бы его снова вспомнить, – вот тогда он его откупорит! Ведь это лето непременно будет летом нежданных чудес, и надо все их сберечь и где-то отложить для себя, чтобы после, в любой час, когда вздумаешь, пробраться на цыпочках во влажный сумрак и протянуть руку…
И там, ряд за рядом, будут стоять бутылки с вином из одуванчиков – оно будет мягко мерцать, точно раскрывающиеся на заре цветы, а сквозь тонкий слой пыли будет поблёскивать солнце нынешнего июня. Взгляни сквозь это вино на холодный зимний день – и снег растает, из-под него покажется трава, на деревьях оживут птицы, листва и цветы, словно мириады бабочек, затрепещут на ветру. И даже холодное серое небо станет голубым.
Возьми лето в руку, налей лето в бокал – в самый крохотный, конечно, из какого только и сделаешь единственный терпкий глоток; поднеси его к губам – и по жилам твоим вместо лютой зимы побежит жаркое лето…»
Ольга Зорина
Публикуется с личного разрешения автора
Добавить комментарий