Яндекс.Метрика
Рубрики
Архивы


Яндекс.Метрика




Елена Зубарь

«…  может собственных Платонов
И быстрых разумом Невтонов 
Российская земля рождать»

М. В. Ломоносов

Чтобы быть писателем, не обязательно жить в столицах, и  претендовать на Нобелевскую премию. Писательство — призвание скорее душевное, нежели материальное. Слово не подержишь в руках, хотя и порой бывает оно тяжелее камня. А иногда бывает слово и пулей, и тёплой шалью, надёжным плечом друга. Настоящий писатель способен словом повести людей в бой, изменить мир. И неважно, откуда истинный творец слова «глаголом жжёт сердца людей»  — из Уганды, Окинавы, Брюгге, или маленькой точки на карте нашей необъятной России  — крошечной кубанской станицы Стародеревянковской.
Вот и наш земляк, творец земель каневских,  писатель Степан Павлович Деревянко, снова показал высокий уровень своего таланта, став бронзовым призёром Всероссийского литературного конкурса «Твои защитники, Россия». 

Читать далее

Сколько народов – столько и языков. Меняются времена, меняются люди, но память народная остаётся в языке, фольклоре, давних отголосках ушедших веков. Когда-то «Колобок» был не детской сказкой, а философской космогонической притчей о сотворении мира. И с изменением людей меняются и их языки – где-то усложняясь, где-то упрощаясь. А иногда, часто благодаря миграциям, появляются и новые языки, и диалекты, как, например, появилась наша «балачка», или «балакачка». И пусть кто-то скажет, что это не язык, а так, как говорят, «суржик», то есть разноязычное ассорти, мешанина слов из разных диалектов. Мы не будем оскорблены. Мы продолжим балакать, ибо душа кубанцев отражается в их языке – ярком, цветистом, метком и очень образном. Разные языки, трансформируясь и переплетясь, стали нашей балачкой, и мы просим вас, не забывайте, и балакайтэ, людонькы! А мы будэмо вас слухать и пиддэржувать!

Читать далее

Жизнь наша суетна и быстротечна. Кажется, только вчера африканский зной не давал дышать, сжигая всё, а сегодня мы любуемся массой оттенков жёлтого и красного, разом окрасивших кроны деревьев. И щедрость осени  поистине безгранична. Карнавал красок, тёплая, какая-то уютная погода, свежесть и ласковое солнце, бликующее на ярких листьях. И, конечно, дары природы, которыми особенна щедра осень.
А ещё осеннее настроение очень поэтично. Недаром многие русские поэты очень ценили осень, и перекладывали романтику осенних дней на напевную яркость слов, умея передать всю прелесть озорной и обманчивой «рыжей девчонки» осени.
Вот и каневские поэты посвятили этой хитрой солнечной «рыжульке» чудесные нежные строки, тёплые и необыкновенно музыкальные, как тающая в туманной дымке полузабытая волшебная мелодия. Прочтите их – может быть кто-то захочет вплести в эту солнечную элегию пару своих аккордов.
И ещё предлагаем вашему вниманию «осенний» рассказ, тоже яркий и непредсказуемый. Многозначный – он показывает нашу обыденность, когда смеёшься сквозь слёзы, подтверждая мудрость и точность строк Шекспира.

 
Нечисть огородная
Дед Кузьма Кузьмич, или Кузя Кузич, с утра собрался копать картошку. Ещё с вечера пригото­вил ведро, кули, лопату. Но, как назло, хоть и рано поднялся, а на делянку не ушёл боли в пояс­нице замучили, радикулит. Едва к полудню раскачался.
Кузич, ты уж сёдня-то не го­монился б, отговаривала Вера Карповна, жена его. Погоди чу­ток, глядишь, полегчает.
Нет, мать, пойду, не то, кто другой «подсобит». На «фортопеде» привезу мешочек, не надорвусь.
Боялся старик, что на их ого­род тоже нападут «жучки», как на некоторые соседние участки. Не колорадские, с которыми хоть с помощью отравы справиться можно, а воры о двух ногах.
На поле кое-где виднелись одинокие фигуры копающих. А аккурат там, где была его дача, стояла легковушка. «Наверное, сосед тоже решил картошку вы­копать, подумал дед и обрадо­вался: Может, и мою вывезет заодно».

Читать далее

Мы уже давно привыкли к тому, что наши каневские поэты и прозаики постоянно радуют своих поклонников-читателей новыми произведениями, и почти каждый год у кого-нибудь из местных литераторов появляется что-то новое – либо книга, либо публикация в «толстом» журнале. А частенько – и номинация в каком-то конкурсе, где по достоинству бывают оценены литературные таланты и достижения местных авторов.
Вот и снова читателя могут порадоваться за  «своих» – каневской   писатель С. П. Деревянко, принявший участие в литературном конкурсе «Твои защитники, Россия», прошёл во второй этап отбора конкурса, и успешно движется к финалу. Мы не сомневаемся, что Степан Павлович окажется среди победителей, и вся страна будет читать рассказы новеллы нашего замечательного писателя.
Успех каневского автора был, конечно же, освещён в газете «Каневские зори», и те, кто не прочёл статью о писательском таланте и достижениях С. П. Деревянко, смогут познакомиться с нею на блоге.

Степан Деревянко:  «Если текут слёзы получается что-то путёвое»
Наш земляк успешно прошёл второй этап литературного конкурса «Твои защитники, Россия»

На суд жюри поступило 337 заявок из 56 регионов страны. Участники недавнего заседания учредителей и Наблюдательного совета Всероссийского конкурса, посвящённого Году защитника Отечества, сформировали список рукописей, претендующих на победу. До декабря 2025 года планируется издание сборника с лучшими произведениями полуфиналистов, финалистов и лауреатов этого творческого состязания. 

Читать далее

Два слова о моей тетушке. По профессии она была «рулевой» – комбайнёр, прицепщик.  Умела водить мотоцикл, справлялась и с автомашиной. Однажды они с мужем поехали на двухместном ИЖ- 49 в Челбасскую на свадьбу. В MТС время горячее – осенняя пахота, а тут супруг не рассчитал свои силы, и переусердствовал в обращении с горячительными напитками. А погода не ждёт, и работа – тот ещё волк, и в понедельник, кровь из носу – на поле. С помощью родственников уложили благоверного Евтихиевны на заднее сиденье и поддерживали его вертикальное положение. А тетушка в это время с помощью веревок придала жёсткость телу супруга, привязывая его к луке седла и частям конструкции мотоцикла, чтобы он ненароком не свалился. И вот где-то перед Каневской взору милиционеров, тоже ехавших на мотоцикле, предстала такая картина: на мотоцикле едут двое. Тот, что за рулем, в механизаторских очках, на ветру развеваются волосы.  Читать далее

3 октября нынешнего, 2025 года, исполняется 130 лет со дня рождения Сергея Александровича Есенина, самого народного поэта ХХ века, и, наверное, самого недооценённого. Не надо лишний раз цитировать его строки, у каждого образованного человека, мало-мальски знакомого с русской поэзией, в памяти всплывёт хотя бы одна строчка из его стихов. И творчество Есенина вдохновляло и продолжает вдохновлять поэтов и в наше время – по всем городам и весям «земли с названьем кратким – Русь».
И в наших южных широтах немало поэтов, признающих своим поэтическим светочем и наставником великого русского и советского поэта Сергея Александровича Есенина. Поэтесса из Каневской, Татьяна Гавриловна Кун-Терещенко, тоже посвятила великому поэту свои строки-посвящение.

Читать далее

И снова вернёмся к проблемам родного нашего русского языка, без которого мы обойтись не сможем нигде и никогда. Хоть ты тресни. Будь ты хоть трижды «блогер, тиктокер, геймер и продвинутый хакер», без родного языка ты не сможешь общаться. Потому, хотя бы, что ты живёшь в России, и подавляющая часть информации даётся на титульном языке, и обучение ведётся на нём же.
Но молодёжь в формате обучения и подражания иногда напоминают пылесос, причём модели далеко не самой лучшей. Они «втягивают в себя» всю информацию без разбора, иногда руководствуясь слепой модой, ибо в раннем возрасте ещё не способны отсеивать ненужное, а стадность в таком возрасте весьма сильна. Вот и разговаривают они на «смеси французского с нижегородским», новообразованными терминами, способными довести любого лингвиста до сумасшествия. Иногда неологизмы, жаргонизмы и просто исковерканные слова в речи молодёжи достигают уровня 99%, когда русскими остаются только предлоги, ну ещё пара-тройка слов, которым аналоги пока не подобраны. И общаться с таким индивидуумом практически невозможно: он уверен, что замшелые мастодонты – родители и учителя ведут себя «кринжово», не понимая и не принимая «новояз». Конфликт поколений перетекает и в лингвистическую плоскость, но общаться же как-то нужно!
Конечно, дети со временем повзрослеют, растеряют налёт молодёжной революционности, научатся лавировать и приспосабливаться. И классика станет ближе, а конфликтов между поколениями меньше. И, надеемся, русский язык будет точкой сближения, когда слетит шелуха англицизмов, обосновавшихся в нашей речи и повседневности. Может быть…
А как к языковым проблемам отнеситесь вы? Предлагаем вам прислушаться к мнению мастеров слова, коих немало и у нас, в «земле Каневской». Учителя, журналисты, писатели – они с удовольствием включились в полемику о языке и речи. Задумайтесь, эта проблема не так и проста, хотя но и не  приведёт в мировой войне.
Читать далее

Наш великий и, местами, ужасный русский язык не всегда был таким, и были времена, когда науки «филологии» вовсе не существовало. Да и Интернета не было,  даже в перспективе, и «Гугл»  помощи не мог  оказать.  Но учиться людям было необходимо, А грамотность никто не отменял, ведь без неё прогресс невозможен. Классическим «спасательным кругом» с давних времён были справочники и словари, но много ли было тех словарей в XVIII-XIX веках? 
Вот и перебивались, как могли. А уж в ХХ веке лингвистам и филологам несказанно повезло – в начале 50-х годов появилось настоящее чудо –  «Словарь русского языка» С. И. Ожегова. И вот уже этот «лингвоклад»  уже скоро как сотню лет помогает правильно и грамотно говорить, писать и произносить речи – не коверкая слов и не поражая оппонентов безграмотностью.
Конечно, последние годы появился  искусственный интеллект, и тут уж не попишешь. ИИ сделает всё – и нарисует, и построит. и фильм снимет. Только вот закавыка! Ведь за ИИ всё равно стоит человек, а каких ошибок может наделать необразованный человек. Да и начиналось всё же со справочников. С того же волшебного словаря, который никуда не делся, а стоит себе на полке,  тихонько  и мудро посмеиваясь над выкрутасами ИИ. Книга – вечна. Так что вспомните добрым словом словари (простите за тавтологию!) и их создателей. 

Читать далее

А дальше все шло по ритуалу. Приехавших пригласили за столы. Наперебой зазвучали поздравления, здравицы в честь молодых.  За свадебным столом начали «голосить» свадебные песни. «Наши» привезли достойны песенный репертуар и лучших певцов, чем несказанно поразили сопредельную сторону. Сваты тоже решили блеснуть своими вокальными данными, но дебют не удался – дыхалка, уже умученная «крипучим самогоном», «ны сдюжила».
Пришло время забирать невесту. Родители невесты благословили молодых иконой. При этом их осыпали хмелем, монетами, конфетами и орешками. Все производилось строго в соответствии со старыми обычаями. Исполняя их, наиболее прыткие граждане, среди которых были и зеваки, кинулись хватать всё то, что падало на землю. Считалось, что всё из того, чем осыпают молодых, помогает парням жениться, а девушкам выйти замуж.  А возможность ухватить в этот момент всего и побольше не считалось чем-то предосудительным, ведь примета – счастливая, а счастья много не бывает. 
По обычаю того времени, жених, получая невесту, должен был забрать и солидный материальный довесок к своей суженой – её приданое. Это должно было делаться публично.   Габаритную мебель: шкаф, посуду, комод, стол жених обычно перевозил к себе за день до свадьбы.  А все остальное, что можно было перенести в руках, собирали в этот день. Я не помню уже в подробностях, как было в данном случае, но подушки, одеяло, постельное белье и предметы обихода молодой семьи участники торжества несли по улицам с возгласами и песнями к дому жениха.   И всем было ясно, что несут приданое невесты. Находились и зеваки, которые комментировали количество и качество будущего добра молодой семьи.

Читать далее

Многое, очень многое изменилось в нашем мире и в отношении к нему. Мы стали совсем по-другому относиться и к себе, и к окружающим. Жить, вроде, стало в чём-то проще, но, в другом отношении, в разы сложнее. Ушла открытость, простота отношений, так помогавшая людям в трудные годы. Мы обособились, и и это проявилось почти во всём. Даже на селе уходит в прошлое та прежняя взаимовыручка между соседями, которая в старину «цементировала» отношения людей. Люди держались вместе — и в горе, и, в особенности, в радости. Как было раньше, на кубанских свадьбах — весёлых, раздольных, когда в одном действе смешивались и  строгие ритуалы, и карнавал, достойный подмостков итальянских театров.
Об одной из таких свадеб, которую «играли» без малого 70 лет назад, рассказал в своём очерке каневской краевед Николай Фёдорович Лемиш.

 

А эта свадьба, свадьба, свадьба пела и плясала;
И крылья эту свадьбу вдаль несли.
Широкой этой свадьбе было места мало;
И неба было мало, и земли!

Авторы: Р. Рождественский, А. Бабаджанян

 

Иванова свадьба

Кубанская свадьба. Сегодня это обезличенное, подведенное под некоторый стандарт мероприятие, где пышность убранства зала, нарядов жениха и невесты демонстрируют достаток семьи. А ещё проявляется желание щегольнуть, удивить всех обилием блюд и статусностью спиртных напитков. Кроме того, сейчас распространено приглашение в качестве организатора свадьбы заказного тамады. В ресторане, или в ином взятом напрокат помещении проходит свадебное мероприятие.  Давно уже не звучат обрядовые песни. А приглашенные не поют сами, хотя бы потому, что под одной крышей собираются малознакомые люди. А еще мы мало знаем кубанские песни, которые пели наши родители, деды и прадеды. Разве что мы можем спеть известные, уже до зубовного скрежета заезженные кубанские песни, например «Нэсэ Галя воду», или «Распрягайтэ, хлопци, конэй» ну еще одну-две…

Читать далее